Психология духовности, веры и религии

Психология духовности, веры и религии

Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: В том же духе пишет и современный американский философ Уол -тер Стэйс: Теологи-томисты последователи ученья Фомы Аквинского, составляющие подавляющее большинство среди представителей католицизма и большинство религиозных философов ратуют за использование в обосновании бытия Бога человеческого разума. Томисты опираются на ученье Фомы Аквинского о присутствии в христианском откровении истин двоякого рода: Истины, доступные разуму, постигаются в процессе исследования объективного мира. Тезис о существовании Бога, по мнению томистов, относится к истинам, постигаемым разумом. Рациональные доказательства бытия Бога и в настоящее время широко используются христианскими теологами и церковным иерархами в основном — католиками. Виднейшим представителем указанного направления был Карл Барт. В своих теологических построениях Карл Барт исходит из того, что существование Бога не может быть обнаружено с помощью разума на основе изучения окружающего мира.

Психологическая концепция религии З.Фрейда

Атеистическая концепция религии Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие.

Книга содержит данные по истории религии, вводит читателя в курс современных религиозных Основные психоаналитические концепции и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т. д.

Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности.

Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности. Он пишет, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства, и рассматривает три типа религиозности:

Согласно марксизму религия имеет социальную природу, поскольку"сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего, это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали.

Она возникла, как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства.

В Средние века к теме страха обращаются религиозные мыслители, мыслитель Томас Гоббс. Он не просто создал удивительную концепцию страха.

Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии. Любая же религия, и в т. Человек неразумный не глупый, а именно полностью лишенный разума как способности мыслить, хотя бы в зачаточной степени — это не человек, так же и человек нерелигиозный, утверждаем мы, это человек, лишенный своей важной сущностной составляющей. Но почему все же нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что религия возникает на определенном этапе развития человека?

Ведь не дискредитирует же науку тот факт, что она возникает достаточно поздно: Наоборот, это возвышает науку, ведь столь глубокие истины, которые открывают современные ученые, не могут быть понятны человеку необразованному, каким он был тысячелетия назад. Религия - это тоже поиск и постоянное стремление к божественной истине, следовательно, и она может возникнуть и развиваться? Такая точка зрения на развитие религии вплоть до ее истинной формы — христианства — предложена Гегелем.

Но Гегель панлогист, он все стремился свести к деятельности разума, поэтому и религия у него — это одна из областей разумной деятельности. Мы же знаем, что религия охватывает собою не только разумную, но и волевую, и чувственную сторону человеческой природы, и поэтому гораздо ближе к собственно сущностной стороне человека. Учеными могут быть далеко не все, не у каждого есть острый и пытливый ум, религиозным же может быть всякий человек, ибо каждый человек свободен и поэтому может делать нравственный выбор, может распознавать добро и зло, а нравственность — необходимая составная часть религии.

История мировых религий.

История и теория религий: Атеистическая концепция религии Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали.

Я считаю ее болезнью, порожденной страхом, и источником Концепция греха, неразрывно связанная с христианской этикой.

Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмоций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии.

Особая роль, как считают атеисты, принадлежит в возникновении религии такой эмоции, как страх. Страх перед лицом смерти преодолевается вовсе не верой в бессмертие души. Психологические корни религии не ограничиваются лишь перманентным чувством страха в условиях антагонистического общества. Благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции — горе, скорбь, одиночество, которые также социально обусловлены.

Происхождение религии (+ВИДЕО)

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс:

Цитирую по книге Эриха Фромма Психоанализ и религия. этих психологических корней: Фрейд доказывает, что теистическая концепция есть иллюзия, .. от страха (ведь даже в трагедии можно увидеть высший вечный смысл).

Страх перед будущим в современном мире: страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни. Несколько иначе сходную мысль выразил Альберт Камю: Источники страхов Люди получают свои страхи из двух главных источников: В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его рода, обычно нескольких десятков человеков, которые находились в кровнородственных отношениях и знали друг друга лично.

Исчерпывающим источником вторичной информации была культурная память сообщества, выраженная в мифе. В современных обществах первичным источником страхов тоже выступает личный и семейный опыт индивидуума. Однако семья в сравнении с древностью претерпела разительные перемены, не только в численности входящих в нее членов, но также и в степени общности разделяемых ими ценностей и идей. Обычный конфликт поколений и наличие подчас резко полярированных убеждений касается также и страхов.

страхи отца, матери и их детей могут нести в себе несогласия и конфликты. Опыт дедов, как и их страхи, оказывается подчас совершенно неприменимым, и эмоционально и интеллектуально далеким. Поколения могут страдать глубоко разными страхами.

История и теория религий: конспект лекций

В результате изучения данной главы студент должен: Страх создал богов С религиозной точки зрения появление религии вполне объяснимо: Хочет он этого или не хочет, — пишет архиепископ Иоанн Сан-Францисский. И человек открывается все время — и откроется до конца — Богу во всех своих делах, чувствах и мыслях и получит от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет правдиво соответствовать внутреннему нравственному состоянию его духа" [1].

Ученые выяснили, что убежденные атеисты ничем не отличаются от религиозных фанатиков, если речь идет о страхе смерти.

Религия в структуре общественного сознания Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически: Другие признаки обусловлены социально — например, гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность. В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное.

Для Чего Нужна РЕЛИГИЯ? Религия Убирает Страх Смерти?


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а абсолютно реальна! Узнай как это сделать, нажми здесь!